Choujikuu Kidan Southern Cross – фантастический боевик, повествующий о буднях взвода солдат под предводительством эксцентричной девахи Jeanne. Скучная рутина раздолбайства и впотолокплеваяния резко меняется, когда к планете подлетает флот неизвестной инопланетной расы под названием Zor.
Сабж известен тем, что он заодно с Macross, Mospeada и Megazone 23 был бастардизирован Карлом Мейсиком, в результате чего получился Robotech.
Тайтл вызвал у меня противоречивые эмоции, особенно на фоне недавнего просмотра другого «не санрайзовского» аниме про меху, Kikou Kantai Dairugger XV, чей сюжет сильно перекликается с CKSC по основным темам. В обоих произведениях повествование идёт от лица военных, сюжет рассказывает о первом контакте с пришельцами, главные герои оказываются втянуты в нежеланную войну и завершают её, достигая «мира через силу» (т.е. военным путём натягивая гостей).
Dairugger был реально крут, а его основные недостатки заключались в затянутости, далеко не самой сногсшибательной графике и мутном дизайне техники / кораблей пришельцев. В то же время сами персонажи были достаточно глубокие, часто размышляли о происходящем, вели осмысленные диалоги; боевые действия были более-менее жизненными, командование вело себя адекватно. В Southern Cross словно бы взяли эту формулу и сделали ровно наоборот, по максимуму устранив все достоинства коллеги по цеху.
Начнём с положительного: графика реально крутая, это серьёзный шаг вперёд после Dairugger, перенасыщенного постоянно бросающейся в глаза копипастой. Задники получились в разы краше, а анимация стала более детальной. Звук по большей части неплохая заглушка: много круто начинающихся мелодий, которые потом переходят в нечто, напоминающее ОСТ игрушек с денди. Отдельно отмечу мммммегакрутой опенинг Hoshi no Déjà vu от Katori Youko. В нём шикарно совместили въедливую песню с подходящим визуалом.
Неплохо сделали персонажей – в отличие от Dairugger, где 90% времени герои представали перед зрителем в своём «рабочем» амплуа исследователей и солдат, то в CKSC нам часто показывают и житейские аспекты жизни героев (и только героев – про пришельцев нам ничего особо не расскажут). Персонажей хоть и достаточно много (Jeanne, Boi, Anjei, Charles, Louis, Seifreet, Lana, Mari), но до стадиона персонажей из Dairugger дело не доходит. Я бы не сказал, что всех их прямо полностью раскрыли, но очень пытались.
Теперь про проблемы.
Первая и главная проблема: это боевик, да ещё и фантастический, следовательно, если не всё, то очень многое зависит от того, насколько интересно и банально «круто» нарисована военная техника, от того, как реализованы бои и колоритности действующих лиц. Коллектив Tatsunoko просто не умеет самостоятельно придумывать «крутую» и запоминающуюся меху; дизайн волкеров людей откровенно скучен, особенно в его человекообразной форме – голова совершенно не выразительная, туловище никакое, оружие – безликая лучеплевалка. Сама идея транформации неплоха, но получившиеся формы вышли так себе: «глайдер» ещё выглядит туда-сюда, но вот смысл «курицы» вообще непонятен. Словно бы в одной форме машина должна ездить (глайдер), в другой стрелять (курица), а в третьей рубиться в ближнем бою (ОБЧР). Роботы космических сил в этом плане вышли менее мутными; у них всего две формы, одна из которых напоминает навороченный вертолёт без лопастей, а вторая выглядит как обычный человекообразный робот.
Кто-то скажет, что это «реалистично» и «прагматично», но описываемые аналогичным образом Votoms запоминаются с первого взгляда с их колёсами, блоком окуляров, узнаваемым внешним видом, характерным звуком захлопывания люка. Биомеха Zor выглядит просто как большой скафандр. Кабины и принципы работы механизмов нам сколь-нибудь подробно не покажут, историю и какие-то характеристики не донесут. Это просто «роботы до кучи», в сеттинг их интегрировали на уровне «давайте их сюда засунем». Просто посмотрите опенинг – я вам гарантирую, технику вы запомните ровно на 5 минут.
Корабли землян нарисовали достаточно круто, чего не скажешь о технике пришельцев. Их звездолёты выглядят просто как большие кубы, транспортники – как абстрактная капусла-заглушка из третьесортной фантастики, от индивидуальной машины, на которой катаются биороботы, слезятся глаза, а на оружие пришельцев без боли и страданий смотреть просто невозможно.
Бои по большей части просто яркие пострелушки без каких-то там тактик, запоминающихся приёмов, ловушек, и даже колоритных сцен (вроде того момента из первого Гандама, где Амуро и Шар встречаются в Джабуро).
В плане сюжета тайтл начинается за здравие, а потом идёт как всегда, противореча собственной логике: корабли Zor абсолютно неуязвимы для атак людей, но почему-то именно кодла раздолбаев Jeanne спокойно может натянуть кого-угодно и в любых количествам. Почему? Потому. Справедливости ради стоит отметить, что её отряд также несёт потери, но они касаются лишь безымянных статистов.
Притом, что тайтл про армию, военная тематика настолько абстрактна, что складывается впечатление, что сценарий писал человек, знакомый с ней лишь из газетных вырезок. Операции все поголовно «вы летите вперёд и стреляете вперёд». Все, кто не главные герои, в этом деле лажают, а у Jeanne и (частично) Mari всё получается. С первых серий нам ясно дают понять, пришельцы могут щелчком пальца раскатать людей, но почему-то это не делают. Вероятно, они хотят вести переговоры? Да не особенно – когда людям выдвинули требования, от которых они отказались, всё обратно вернулось на рельсы странной войны: контролирующий всё космическое пространство вокруг планеты Zor делает чуть ли не партизанские вылазки, которые, тем не менее, аннигилируют разве что не целые полки до тех пор, пока их не останавливает вмешательство главной героини.
Крутой тактический момент в сериале был лишь один – когда люди уничтожили целую кучу вражеских сил при помощи гиперпрыжка. Но отсюда сразу же возникли два вопроса, на которые, естественно, не ответили: 1) Если люди могли просто варпнуться, то что мешало им поступить именно так, а не разводить драму с «мы не можем связаться с союзниками из-за глушилки» и «нам надо пролететь через кордон пришельцев»; 2) Что мешало им набрать небольшую команду суицидников (т.к. гиперпрыжки «опасны» по мнению авторов), которых и так бы убили в первом же бою, и начать варпаться туда-сюда между кораблями Zor? За секунду весь их военно-космический плот можно было бы стереть в порошок.
Окромя этого зрителю придётся, стиснув зубы, наблюдать, как левый рядовой-ботан разъясняет целому научному департаменту, как работает та или иная технология, придумывает всем вооружённым силам систему прицеливания. Также неимоверно доставляют сцены, где высшее командование вызывает каких-то рядовых, чтобы те показали, куда именно надо стрелять роботу с кабиной в голове, чтобы снести кабину в голове.
Итак, у нас есть скучная техника и скучные бои. Чего ещё не хватает? Скучных врагов! Внешне Zor выглядят так же, как люди, но у них есть… фишка! Они живут троицами и отвергают человеческие эмоции! Вау! Это ровно настолько же крутая фишка, как если бы нам сказали, что пришельцы делают всё как все, но ложку держат не руками, а ногами *facepalm*. Вроде как такое разделение позволяет им жить эффективнее. Всем видом нам показывают, что троицы Zor – это какие-то клоны, т.к. все они выглядят одинаково (Musica, главгад), однако в каких-то троицах есть пришелец другого пола, в каких-то внешность кого-то сильно отличается. Почему? Потому. Одежда врагов – просто абстрактные робы, даже глазу не за что зацепиться.
Единственная прикольная фича заключается в том, что пришельцы ловят людей, промывают им мозги, заталкивают в роботов и отправляют воевать, но с этим связан сплошной негатив: узнав, что они воюют против зомбированных соотечественников, Jeanne и Louis половину экранного времени заливают чушь про то, что стреляющих в них врагов нельзя убивать, ведь это их бывшие товарищи. Причём эта бредятина с серьёзным видом втирается зрителю, наблюдающему, как «соотечественники» хладнокровно убивают очередного «хорошего парня». Когда я эту фигню впервые услышал, то сразу понял, что ничего дельного из тайтла не выйдет, т.к. это стандартный идеалистический бред, испортивший ни один перспективный сюжет. Каких-то крутых «соперников» в стиле Шара или Джерида из Гандама здесь не будет – за 23 серии нам показали только Seifreet, который чуть ли не в первой половине сериала был натянут и сменил сторону. Всё. Больше никаких крутых врагов!
Сравнительная новизна Southern Cross кроется в главной героине – по большей части протагонистом таких сюжетов является парень, но тут авторы решили соригинальничать. Получилось неплохо, но есть небольшие претензия: в одних сценах Jeanne ведёт себя адекватно, а в других – словно дурочка из третьесортной комедии-романтики-школы (особенно визги про «не убивайте врагов» и внезапные втюривания в рандомного врага). По большей части Jeanne была сравнительно адекватным персонажем (в тайтле она выглядит повзрослее и посерьёзнее, чем на постере из World-Art). Таких главных героинь, по идее, должно было быть сразу три: Jeanne (сухопутные войска), Mari (космические) и Lana (военная полиция). Именно они всегда изображаются на всех постерах тайтла и в картинках около рекламной паузы. К сожалению (или к счастью) тайтл зрителям совершенно не понравился и его решили довольно быстро завернуть. Отсюда и странное количество серий. Мне кажется, что изначально авторы хотели последовательно рассказывать о трёх девицах, но что-то как обычно пошло не так и 90% времени вместо Lana и Mari нам показывали только взвод Jeanne, состоящий из компьютерщика Louis, музыканта Boi, правильного солдата Anjei и бывшего командира-ловеласа Charles; позднее в отряд также принимают Seifreet, зомбированного пилота биоробота. В основном сюжет крутится вокруг Boi, который во время рейда с первого взгляда влюбляется в инопланетную музыкантшу. Во второй половине сюда добавляется Seifreet. Жаль, я честно надеялся, что будет какая-то движуха между Anjei и ГГ или же, что Charles, которого в первой серии разжаловали из лейтенанта в рядового за соблазнение генеральской дочки, будет как-то пытаться выслужиться и вернёт бразды правления в свои руки. Но нет, ничего такого даже и близко не происходило.
После всего это негатива возникает вопрос «как это вообще можно было смотреть?». А тут кроется забавный момент: дело в том, что сериал, хоть и содержит массу слитых или просто неинтересных сюжетных особенностей, но умудряется поразительно складно их показывать. Взахлёб я его, естественно, не смотрел, но серии пролетали только так. Также этому способствовало резкое ускорение сюжета из-за внезапной отмены; сценарию просто не позволили тащиться в привычно меееееееееедленном темпе первой половины CKSC. Надо отдать должное сценаристам, ведь они умудрились очень качественно завершить историю, что не удалось, к примеру, авторам Aoki Ryuusei SPT Layzner, в котором получилась чушь, затем они выпустили целую ову, в которой тоже получилась чушь. Отдельно отмечу момент, где Seifreet, ни на секунду не отвлекаясь на истошные визги Jeanne об «убивать плохо» расстреливает главаря пришельцев – это очень неожиданно.
Подводя итог скажу, что сериал стал жертвой детсадовской морали, глупой риторики и бездарности фантастов Tatsunoko. Всё то, что не касается военной тематики, боёв и пришельцев, получилось, как минимум, увлекательным (да хоть та клишейная сцена на вечеринке, где, увидев подмазывающуюся к Charles тётку, Mari вначале поцеловала его так же, как и «вражина», а уже *потом* дала ему в морду и убежала в слезах – довольно оригинально). Конечный продукт сильно напомнил Kuromukuro, который также делала студия, специализирующаяся на других жанрах. Вроде получилось и неплохо, но «лучше бы это была обычная романтическая комедия». С другой стороны определённо стоит похвались авторов за старания. 4 балла из 7 за графон, персонажей и подачу. Southern Cross – неплохой середняк, но смотреть я его не советую.
|