Ёсукэ Кадомацу с детства мечтал служить на боевых кораблях, как его отец - крупный чин японского ВМФ. Отец привил парню чувство уважения к военному прошлому Японии, несмотря на официальный пацифизм. Уже во время учёбы в Военной Академии Ёсукэ с трепетом посещал храм в честь знаменитого адмирала второй мировой войны Ямамото, спланировавшего Пёрл-Харбор. В дальнейшем блестящий молодой офицер Кадомацу с двумя своими товарищами направляется на элитный эсминец «Мирай», оснащённый ультрасовременной системой Aegis, посредством мощного радара способной перехватывать вражеские ракеты. «Мирай» вместе ещё с тремя кораблями отправляется на совместные с флотом США манёвры под Гаваями. Но во время плавания в районе атолла Мидуэй (места крупнейшего японо-американского морского сражения 1942 года) случилось непредвиденное. Вопреки всем прогнозам синоптиков, флотилию неожиданно настигает мощный шторм, окрасивший небеса в зловещий цвет. В «Мирай» попадает разряд молнии, парализовавший на время все системы связи, после чего корабль окружила странная зелёная аура. Приборы связи вновь заработали и сообщили потрясающую весть - эсминец окружён сорока кораблями, не отвечающими на запросы! И самое поразительное - в гигантском судне впереди по курсу шокированные моряки узнают флагман покойного адмирала Ямамото линкор «Ямато», потопленный американцами в апреле 1945 года. Когда потрясение проходит, японцы понимают, что совершили скачок во времени и попали в самую гущу Мидуэйской битвы. Изменят ли моряки «Мирай» ход истории?
Дзипанг (Zipang) или Дзипангу в японском произношении - древнекитайское название Японии, которое использовал знаменитый венецианский купец Марко Поло, хоть и не дошедший до страны Восходящего Солнца, но много о ней слышавший. В своей книге "The Travels of Marco Polo" (Путешествия Марко Поло), написанной им на рубеже XIII-XIV веков, он привёл собранные им сведения о Дзипанге, что считается первым упоминанием Японии в западной литературе. Считается, что от старинного названия страны Восходящего Солнца Zipang и происходит нынешнее её название Japan.
Не открою Америки, если скажу, что некоторые аниме изначально снимаются в расчете на узкий круг зрителей, на целевую аудиторию. "Дзипанг" - яркий тому пример. Манга и снятый по её мотивам сериал ориентированы на поклонников военной истории в целом и знатоков имперской Японии в частности. Для широкой же аудитории эти темы малопонятны и, как следствие, малоинтересны. Тем не менее, в кругу фанатов-милитаристов сериал был встречен тепло, а манга "Дзипанг" благополучно продолжает выпускаться до сих пор.
Сюжет сериала достаточно прост и нередко встречается в фантастике. Современные люди попадают в прошлое, сталкиваются с суровыми и непонятными для них реалиями, принимают тяжелые решения, зачастую противоречащие их идеалам. "Дзипанг" выделяется на фоне немалого числа подобных произведений двумя обстоятельствами. Во-первых, речь здесь идёт не о каком-то случайном приключении в прошлом; разворачивается настоящая эпопея, со множеством действующих лиц и множеством событий. Во-вторых, происходит всё это не в какие-то незапамятные времена, где автор мог бы писать историю с чистого листа, а в ХХ веке, в один из самых сложных и болезненных его моментов. Попади, например, современный российский подводный ракетоносец в лето 1941 года, смог бы его экипаж удержаться от атомного удара по Берлину?.. Подобная напряженность делает сериал своеобразным и увлекательным.
Характеры героев и их мотивации также представляют определённый интерес. На наших глазах люди, воспитанные в атмосфере демократии, миролюбия, дружбы народов, попадают в горнило одного из страшнейших конфликтов в истории человечества. Это становится для них страшным, тяжелым испытанием, но, одновременно, позволяет закалиться, узнать цену дружбе, почувствовать себя настоящими мужчинами. Самым ярким, пожалуй, является образ капитана третьего ранга Кусаки – офицера Императорского флота, попавшего на борт "Мирай" и узнавшего историю будущего. Этот "высеченный из кремня и стали" умница и циник одержим грандиозными замыслами, полон желания творить историю собственными руками, и вызывает среди всех героев самые сильные и противоречивые чувства.
Нельзя не отметить, что в "Дзипанге" ощущается некоторый привкус японского национализма. Недаром в одной из самых эмоциональных и трогательных сцен сериала современные моряки братаются с моряками старой Империи ("Мы благодарны вам за всё, что вы сделали" ). Безусловно, эта атмосфера может отпугнуть неподготовленного зрителя. Тем ни менее, "Дзипанг" никоим образом не является реваншистской агиткой. Высказываемые в нём идеи, согласно которым нынешняя Япония должна хранить благоговейную память о воинах прошлого, не содержат в себе никакого экстремизма и, более того, давно и прочно господствует в японском обществе. Кто как, а лично я могу лишь позавидовать такому уважительному отношению японцев к своей истории.
Как это нередко бывает с сериалами, снятыми по мотивам манги, "Дзипанг" имеет открытый и неопределённый финал, и это также надо учитывать при просмотре. К сожалению, манга не имеет известности за пределами Японии, так что узнать о последующей судьбе героев весьма проблематично.
Что касается графики и музыки, то скрывать не стоит: к ним можно предъявить претензии. Однако сделаны они на пристойном уровне, в особенности, если учитывать специфику сериала.
В общем и целом, "Дзипанг" хорош и смотрится на одном дыхании. У сериала только одна проблема: он рассчитан на фанатов военной истории, и за пределами их круга практически не востребован. Если вы знаете, кто такие Микава и Вандергрифт, что такое Мидуэй и Гуадалканал, то смотрите это аниме и получайте удовольствие. В противном случае от просмотра лучше воздержаться. Я же "Дзипанг" могу оценить на 8/10.
+12
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
"Дзипанг" поднимает интересные и неоднозначные темы, но, к сожалению, завернуть повествование в законченную историю у авторов не получилось. Так что на самом интересном месте нас ждет клиффхэнгер и очевидный задел на следующий сезон, которого не завезли. Стоит ли начинать смотреть при таких вводных данных? Зависит от того, на сколько лояльно вы относитесь к жанру альтернативной истории.
В основе сюжета не самая оригинальная завязка - перемещение современного боевого корабля в прошлое. С такого старта можно было бы легко уйти в типичный гандам-стайл, в котором чудесная вундервафля показывает всем гайдзинам кузькину мать и ведет Японию к неминуемой победе.
К счастью, авторы оригинала создали совсем другую повесть, в основе которой лежат моральные дилеммы и вполне понятные переживания простых людей, которые хотят счастливо жить в своем мире. И у создателей сериала вполне получилось передать смятение героев, в руках которых оказалась крупица божественной силы, способная навсегда переопределить ход истории.
Проблема в том, что к финалу сериала все только начинается: таинственный корабль становится частью театра войны, боевой опыт трансформирует героев, а из первоначального хаоса возникает интригующая диспозиция, в которой должна родиться новая Япония - Дзипанг, свободная от позора безоговорочной капитуляции и ужасов атомной бомбардировки.
Будет ли достойна счастья новая нация, не доучившая болезненный урок? Как поведут себя герои, принявшие данность перемещения во времени? Аниме не дает ответы на эти вопросы, но сама их постановка делает сериал уникальным и ценным.
Но если сослагательное наклонение вам не очень близко, то лучше обратить взор на ниву художественных фильмов и сериалов, которые полнее раскрывают именно антивоенную тематику. К слову, совсем недавно посмотрел отличный "The Pacific" - сериал на основе мемуаров морских пехотинцев США, которые сражались с японцами на тихоокеанском фронте.
+5
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Штучная реликтовая вещь, где не знаешь, чем закончится серия. Даже пересказав в двух абзацах сюжет, можно так и не захватить сути. Наивность скачка во времени, и внешняя граница военного антуража заканчивается в первой серии, когда люди поняли своё положение, и начинается глубокое, как погружение подводной лодки путешествие по сознанию людей, которым дана ответственность за существование миллиардов людей, в большинстве своём ещё не рождённых. Можно сжать их судьбы в кулак и сплести новую мозаику их рождения и смертей, во славу одних, в негоду других. Можно перемешать роли жертв и палачей, написать своей рукой новую правду, озарённую славой, которую сами же могут себе пропеть, благодаря могучему оружию 21 века. Экипаж "Мирай" - новая точка отсчёта враждующих цивилизаций. Теперь им необходимо мучительно искать ответы - каково их новое место в истории. Им не дадут как страусу спрятать голову в песок, не предоставят возможности провозгласить с высоких трибун о мире во всём мире, и пойти в авангарде одной из враждующих сторон - очевидный подарок кровавым инициаторам войны. Все серии "Дзипанга" о том, что можно сделать в этой непростой ситуации. Будет ли каждый гость из будущего думать лишь о себе, будет ли мужественно стоять на нормах морали, либо используя возможности сотворить новые. Чем можно пожертвовать ради спасения своего будущего, и можно ли совместить его, и будущее людей, уже знающих свою участь?
+4
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура