Последняя работа гения мультипликации Такахата Исао. Прежде чем написать непосредственно о мультфильме, небольшой экскурс. Последней крупной работой Такахата стала комедия "Моя семья - Ямада", снятая ни много ни мало 16 лет назад. "Ямада" Такахата снял в 64 года. Возраст сам по себе почтительный, даже для "бессмертных" японцев.
"Ямада" снята лёгкой комедией, и вот, через 14 лет выходит новая лента семидесятилетнего режиссёра, экранизация японской классики. С учётом того, что в отличие от Хаяо Миядзаки, Такахата 14 лет только экспериментировал, а не снимал блокбастер "Унесённые призраками" и коммерческую "Поньо", ожидать от мастера фильма с "вау-эффектом" было как минимум неуместно. Исао Такахата не обошёлся эксплуатацией классической истории, не стал додумывать фэнтезийные элементы, как небеизвестный Дзунъя "ZUN" Ота, а решительно погрузил зрителя в самую чёрную глубину мучений лунной принцессы.
В Kaguya-hime no monogatari нет ни сюжетных, ни визуальных откровений. Для тех, кто ждёт, что мастер вытащит принцессу из "цепких лап лунной охранки", фильм станет разочарованием. Автор придерживается оригинального сюжета, старательно вырезая всё, что не связано с Кагуя. Основное отличие от оригинала в том, что Луна по Такахата - бессмертное царство безразличия, в то время как "по легенде" на Луне идёт гражданская война. Старательно вымараны все намёки на платонические чувства Императора к Кагуя, и даже дымок над Фудзи не появится в конце.
И, в то же время, автор оживляет лунную принцессу настолько, насколько это вообще возможно. Детство, отрочество, юность, первая увлечённость и переезд в столицу - всё выписано безжалостно скрупулёзно. И когда пастораль деревенской глуши сменяется бумажно-шёлковой клеткой столичной резиденции казалось бы лёгкий мультфильм превращается в сильнейшую драму. Юная принцесса, уже почувствовавшая вкус к жизни, оказывается заточена в огромном доме и Такахата скальпелем отрезает её от всего, к чему она привыкла. Всё дальнейшее повествование крутится вокруг мучений несчастной принцессы, подспудно осознающей неумолимость фатума.
Самодурство отца и любовь безропотной матери, пир по поводу менархе, сваты, Император - череде страданий прекрасной принцессы нет конца. И, в итоге, раскрытие всей фабулы в пяти минутах трагического финала. Такахата раскрывает огромный пласт не только средневековой культуры, но и, по сути, показывает зрителю этакий двухчасовой коан без ответа, следуя от Аристотеля к Будде.
Завершая карьеру, Такахата оставляет после себя замечательное художественное произведение. Как и ранее в тандеме Миядзаки-Такахата, Хаяо под занавес карьеры снимает волшебную сказку о Дзиро Харикоси и его прекрасных мечтах, а Исао снова снимает жизнь, жизнь в самых её обыденных и страшных проявлениях.
Этот мультфильм не только полностью провалился в прокате, но и не собрал "тяжёлых" слонов у фестивальной публики, однако, для поклонников творчества мастера стал прекрасным прощальным подарком, который займёт достойное место на полке шедевров мировой мультипликации.
+32
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Ну вот, посмотрела наконец. Сижу сейчас и пытаюсь прийти в себя. О чём эта история? О любви. О жизни. О мире. Обо всём сразу. У меня в горле комок стоит, но слёзы не текут почему-то. Увидела в Кагуе немного себя, что ли. Совсем чуть-чуть - но есть. Ловлю себя на том, что когда думаю, пытаюсь понять - зависаю так слегка. Систем алерт. А на груди - как будто камень, вздохнуть тяжело. Надо ли смотреть? Надо. Думаю, не только мне увидится зеркало. Безжалостное зеркало, которое высветит ущербность жизни. И покажет, поманит чем-то недосягаемым, невидимым - но без которого задыхаешься, как без воздуха. Вот как я сейчас. Тяжелый, безжалостный фильм. И прекрасный.
+8
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Довольно противоречивые впечатления остались от просмотра. Начало - по-настоящему сказочное, но вот середина и, тем более, финал, не вместились или, скорее, не уложились в мое ожидание от истории.
Как будто бы народный сказ плавно перешел в довольно печальную прозу жизни, а потом вдруг соединился с чем-то монументальным. Например, с легендами Древней Греции (вполне уместное сравнение, разве что вместо Зевса вам предстанет Будда).
В общем, получился странный симбиоз, созданный, тем не менее, по всем канонам именитой студии: с живой своеобразной рисовкой и замечательной музыкой.
Подозреваю, что в самой Японии подобный эксперимент был воспринят с большим энтузиазмом, ведь там смешения синтоизма и буддизма - это обычное явление. Но лично мне более близки образы сказочных существ и божеств из ранних шедевров студии.
Посмотреть, безусловно, стоило, но, увы, лично для меня фильм не стал тем волшебством, которое я ждал в преддверии новогодних праздников.
Рискну посоветовать ознакомиться с другой особой королевских кровей - Принцессой Аритэ. Вот эта, явно нетипичная, история показалсь мне гораздо более цельной, несмотря на переплетение сказочного, фантастического и повседневного.
+5
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура