Об этом аниме можно говорить бесконечно. Когда кажется, что автор исчерпал ресурс, дальше просто не может быть интересно, ему удаётся найти такое решение, которое вновь вызывает восхищение.
Конкретно четвёртый сезон смотреть было страшновато. Казалось, что сверх эмоциональное завершение третьего сезона ничто не способно превзойти. Да и о чём теперь говорить? Сражения с гигантами полностью себя исчерпали: неразумные не представляют уже настолько смертельной опасности, как в начале, а разумными никого не удивить. Звероподобный и бронированный повержены, перевозчик едва сумел сбежать с ними; женская особь по-прежнему в кристалле; колоссальный утрачен. Островитяне захватили всю территорию вплоть до моря. Потери тяжелы, за победу заплатили высокую цену. Чем не повод всё закончить?
Однако, прямо с первых же кадров, автор показывает, что отлично умеет удивлять. Безусловно, все мы умом понимаем, что война - это плохо. Она аморальна в своей сути, потому что ставит людей в безвыходное положение. Кем бы они ни были - чтобы выжить, им приходится убивать себе подобных. Но это лишь теория. На практике, если бросить такую банальную мысль человеку в лицо, он вряд ли воспримет её всерьёз. Для реализации своих взглядов, автор вводит персонажа, который послужит рупором его идей. Таким персонажем становится Габи. Пожалуй, один из лучших персонажей всей истории. Автор не просто показывает нам другую сторону, тех, кто противостоит привычным по первым трём сезонам героям. Нет. Он замыкает круг, отзеркаливая события предыдущих частей. Вместо Эрвина мы видим Магата. Пусть эти персонажи и разные, но нишу они занимают одну. Оба готовы безжалостно жертвовать подчинёнными, если таковых действий требует план. И оба готовы умереть сами за них. Атака разумного гиганта, превращающего мирный город в арену жестокого побоища - есть. И, наконец, вместо Эрена, бывшего тогда сопляком, Габи.
Мы проходим с ней все стадии морального развития. Её изначальная ненависть к врагам - результат воспитания. Люди склонны к ксенофобии. Представители другой страны, другой расы, даже другого сословия вызывают неприятие, потому что отличаются. Потому, что другие. Они враги, их надо ненавидеть. Так говорят взрослые. Дети быстрее и проще принимают такие мысли. Даже когда она подрывает бронепоезд - её ненависть всё ещё ненастоящая. Это всего лишь акт агрессии в отношении врага, способ выделиться, получить повышение. Она понимает, что там кто-то погиб. Но видеть этого лично ей не довелось. Потому-то и отношение скорее как к игре в войну. А вот, когда разведкорпус атакует город, пытаясь вытащить Эрена, когда гибнут её друзья и знакомые - тогда ненависть становится настоящей. Чистой и незамутнённой. Именно с этой ненавистью к врагам она бежит с винтовкой наперевес, чтобы убить хоть кого-то. Лобов, убитый ею в пылу сражения, выстрелом, сделанным из злости, вызывает в ней гораздо большее смятение, чем подрыв бронепоезда. Дальше следует убийство Саши - самый тяжёлый для меня в эмоциональном плане эпизод. Это акт вражды и ненависти. После чего... думаю, в девяносто девяти процентах случаев из ста, её сбросили бы с дирижабля не задумываясь. Но автор через неё реализовывал развитие своей мысли. Габи щадят, она сбегает. Натыкается на семью Саши, которую убила. Их милосердие - искупление Габи. Они не проявляют доброты, сострадания. Это именно милосердие. Как подобрать щенка, поддавшись мимолётному чувству. В сущности, у семьи Саши нет причин ненавидеть жителей материка. То, что они её убили, кто-то из них - не делает всех плохими. Далее сцена в ресторане, где отец Саши демонстрирует мудрость. Он говорит, что им стоит сдержать ненависть, чтобы она не коснулась детей. Как отец, этот человек не простил Габи. Возможно, не простит никогда. Но, чтобы избежать бессмысленного продолжения вражды, способен переступить через древнейший закон, дающий ему право получить око за око. Кто-то должен разорвать круг вражды, обратив другую щёку после удара по правой. Всё это время мы видим как Габи меняется. Меняется её характер, стиль поведения и, самое главное, действия. "Почему ты поверила врагу?" - спрашивает брат Фалько, потому что он не видел этого процесса. Для него такое её поведение ненормально. А дальше... она меняет причёску. Маленькая и незначительная деталь, если бы Ханджи не обратила наше внимание на то, что Эрен сделал тоже самое. Оба делают это перед зеркалом, оба убирают длинные волосы. Оба приняли решение, оба готовы идти до конца. И вот Габи опять бежит по городу с ружьём наперевес. Только теперь ею движет стремление спасти. Хоть кого-то. Да, этим кем-то оказывается Кая. И благодарность последней достаточно прагматична. Ведь Габи напомнила ей Сашу. Даже при прощании, она говорит именно прощай, кажется, не желая больше с ней встречаться. Эти зеркальные сцены подчёкивают происходящие в героях изменения.
Интересная деталь. Девочка, спасённая Сашей, нашла смысл жизни, смогла перешагнуть через ненависть, примирившись с врагом. Нашла свой путь. Девочка, спасённая Микасой, своего пути не нашла. Пошла за ней, не сумев найти свой смысл жизни. И погибла с шарфом Микасы. Шарф, символизировавший для Аккерман спасение, для этой девочки стал символом погибели.
Эрен в этом сезоне весьма порадовал. Он увидел и принял своё будущее. Удивительно, но, вроде бы изменившись, Эрен остаётся собой. Сцена, где он объясняет брату, что никому не позволит отнять свою свободу заставляет взглянуть на его предыдущее поведение совсем иначе. Раньше он не казался мне интересным, тем более главным героем. Слишком нетипичным было его поведение для гг. В четвёртом сезоне автор в полной мере познакомил нас с ним. Читал, что Габи - фанатичка. Смешно. Эрен - истинный фанатик. В самом начале истории он говорит со злостью, что уничтожит всех гигантов до одного. Мы понимаем, что это декларируемая гг цель, которой надо достичь, чтобы все были счастливы даром. В четвёртом же сезоне он с той же злостью говорит, что убьёт всех людей на континенте. Эрен не меняется. Меняются его враги, но с ними он готов бороться всё также фанатично. В отличие от него, Габи гораздо сильнее. Она смогла переступить через свои убеждения, понять их неверность и принять новый для себя мир. Не многим дано не просто осознать свою неправоту, но и изменить свои убеждения. Эрен же вязнет в ненависти, которая должна спасти островитян. Мотивы его поступков становятся туманнее, поведение менее эмоциональным. Им движет холодный рассчёт. Это вызывает страх и смятение. Я могу понять Микасу и Армина. Его дуэль с братом на просторах Координаты показалась эпичной и впечатляющей. Его готовность пожертвовать всем, ради неведомой химеры, одержимость идеей, сила - этот персонаж стал нравиться мне гораздо больше. На мой взгляд, это абсолютно логичное развитие того, что мы видели раньше.
Как обычно, много внимания автор уделил второстепенным, но главным персонажам. Райнер, Анни, Армин, Микаса... нет им числа. И у каждого - личная драма, своя причина сражаться и поступать так, как он поступает. Меня поражает не только продуманность сюжета, но и чётко прописанные характеры даже для тех, кто не особо важен для истории. Тот же Жан, не оказывающий серьёзного влияния на происходящие события - один из любимейших моих персонажей. За "обычность", за постоянные сомнения, выбор, поиск той грани, на которой можно балансировать между честью и долгом.
Райнер вообще впечатлил. Его история - всё та же история искупления, что и у Габи. Только его искупление полнее что ли. Он вызывал у меня острое неприятие. Ненависть. Отвращение. По ходу четвёртого сезона мы увидели его с другой стороны. Райнера прожевал и выплюнул этот конфликт. Он уничтожен морально, несколько раз пытается сдаться, но на морально волевых поднимается и сражается. Что и говорить, в эпизоде, где он в числе прочих пытался не допустить контакт между братьями, я болел за него, а не за Эрена. Имеет ли преступник право на искупление? Убийство нельзя оправдать, нельзя простить. Но всегда ли убийца - злодей? Даже религия вполне допускает убийство, например, на поле боя. Способен ли Райнер искупить свой грех, те сотни и тысячи смертей, что произошли по его вине? А Габи? А Эрен? А любой другой персонаж этой потрясающей истории?
Автор показывает нам, что с другой стороны баррикад тоже люди. Он не требует их простить, их любить. Открыто никто не говорит, что прощает все те убийства, что совершила противоположная сторона. Но люди странные существа. Враг моего врага - мой друг. Морали не место на войне. А значит, можно и нужно объединиться против общей угрозы, чтобы выжить. А уж потом можно и продолжать вражду. По сути в эпизоде, когда происходит разговор у костра, обе стороны конфликта не примиряются, а лишь заключают союз против тех, кто сильнее их. И вот этот эпизод, бессмысленная резня в порту - это важный сюжетный поворот, которым автор показывает, что войной, ненавистью ничего не решить. Кто всё-таки прав? Эрен? Его оппоненты? Можно ли было ожидать, что островитяне объединятся с людьми с материка? Уже не ясно, где эльдийцы, где марлийцы, где кто-то ещё. Всё смешалось. Каждый считает себя правым, а противников - заблудшими овцами. И это добавляет ситуации драмы, жестокости и отчаяния. Обе стороны мотивированы, их аргументы звучат разумно. Но кто же прав?
И - мир. Живой, наполненный различными расами, странами и народами. Необходимая геополитика, иногда превосходящая по напряжению битву с очередной пачкой гигантов. Мир, существовавший до рождения героев, который продолжит существовать после их смерти. Мир, как отдельное действующее лицо. Серии с политическими играми были не менее интересны, чем динамичные батальные сцены. Конечно, большинство людей на планете предпочитает смотреть футбол, потому то он проще и понятнее; но шахматы - это тоже очень интересно. Жители маленького острова, вырвавшись в огромный мир, уже не могу быть такими, как прежде. Когда мы дома, родители многое могут позволить. Но стоит выйти за пределы этого маленького мира - в детсад, школу, вуз, - и мы становимся частью социума, единой структуры, в которую можно только интегрироваться. И в нём приходится быть не такими, как мы привыкли - обманывать, заключать союзы и перемирия, идти на конфликт, отвечать на агрессию. Жить.
Я не знаю, чем закончится эта история. Мне кажется, лейтмотивом её являются борьба и отчаяние. Человек не способен жить в границах. Но где стоят эти границы? Стены, береговая линия острова, материк, планета, галактика? Пока будут существовать границы, будут и люди, стремящиеся их преодолеть. За любую цену. Если посадить людей в клетку, то большинство из них примет несвободу и будет жить, как и прежде. Однако всегда найдутся те, кто будет упорно, надрывая все силы, пытаться сдвинуть прутья решётки. Зачем? Чтобы через десять, через сто, через тысячу кто-то другой вырвался бы на Свободу. Тот, кого он даже не увидит. Тот, кто о нём и не вспомнит. Каждый из героев этой удивительной истории выбирает свой путь сам, платя по счёту в конце. Есть люди, живущие борьбой. Но эта борьба далеко не всегда приводит нас к тому, чего мы желаем. И тогда нас охватывает отчаяние. Всю историю все и каждый из героев проходит между этими категориями, периодически сваливаясь то в одну, то в другую сторону. В этом я вижу главное достоинство этого сериала.
Весь просмотр, все сезоны вплоть до четвёртого, я видел нагромождение сюжетных линий. Как будто на станке натягивали самые разные нити: тонкие и толстые, белые и чёрные, длинные и короткие, целые и связанные. Их случайное нагромождение напоминало свалку, которая, всё же подчиняется определённой логике. Постепенно, начал проступать рисунок. И я подумал - это очень красиво! Пусть не всё сочетается, местами видны огрехи и прорехи, но всё равно - красиво. Интересный сюжет, отличная рисовка, потрясающая музыка (в напряжённый момент начинаешь дышать в такт музыке и, когда она обрывается на пике, мучительно вспоминаешь, как это делается). В четвёртом ж сезоне, мастера, окончив свою работу, стали медленно переворачивать то полотно, что и так казалось мне весьма удачно сделанным. И тогда я узрел свою ошибку. Это шедевр. Каждая линия, каждый диалог, каждая сцена будто ожили, заиграв совершенно иными красками. Такой целостности мира, истории, такой великолепной подачи сюжета я не видел давно. Да, ещё есть время всё испортить. Я не знаю, как будет выглядеть всё полотно в полностью перевёрнутом виде. Но здесь и сейчас - это шедевр. Не думал, что такое будет. Но 10/10 и ни баллом меньше
|