Любовная рисовка! Необычные дизайны! Колоритный мир! Качественная анимация! Очуменный саундтрек! Крутой звуковой дизайн! Отличные персонажи! Жгущие напалмом сэйю! Это всё о Ржавоеде! И тем не менее я собираюсь сейчас накатать на эту анимеху разгромную рецензию!
Ну как, почувствовали удар под дых? Вот и хорошо, потому что эта анимешка собирается поступить с Вами точно так же, только удар под дых будет значительно менее ожидаемым и значительно более ощутимым.
Итак, перед нами представитель традиционного анимешного жанра "Начинали за здравие, закончили за упокой". Вот что такого должно было случиться со сценарием, чтобы бодренько начинавшаяся анимешка с сообразительными персонажами утонула в том болоте нелогичности и глупости, которое началось с 7й серии? Сценарий съела собака? Его уронили в лужу? На него наступил слон? Сценарист забыл дома голову? А голову он дома не за... а, ну да.
Моё знакомство с Ржавоедом было достаточно долгим. Началось оно с постера, который мне понравился. Продолжилось оно трейлером, который мне не понравился категорически (ибо являлся нарезкой из типичных анимешных фразочек, которыми Ржавоед начал неиллюзорно грешить во второй половине). Когда мне наконец хватило духу взглянуть на анимешку своими глазами, вышло уже три серии, которые мне решительно понравились. В 7й серии начались странности, которые несколько поубавили мой пыл. И серии с 8й начался такой трэш, что хотелось немедленно дропнуть просмотр и пойти промыть глаза с мылом.
Итак, серии 1-6. Всё прям отлично. Волевые и сообразительные герои - что Биско, что Мило. Отличная павуу, т.е. Вайфу, т.е. ... ну кароч Вы уже поняли, что её прикид я заценил; к слову, ровная противоположность цундере: такая не побоится и первый шаг сделать, и второй, и даже телефонную трубку положит без многочасовых препираний "Ну ты первый трубку клади! :3 - Нет, ты! :3" Тироль - вайфу для тех, кто предпочитает более покладистых дам: слегка цундерочка, но не перегибает, ̶с̶л̶е̶г̶к̶а конкретно торгаш, но долгов не забывает, Психологическая травма™ и Тяжёлое детство™ прилагаются. Джяби - типичный сэнсэй и пожилой тролль; но, опять же, при желании резко перестаёт быть декорацией и вполне себе может отжечь и без Биско. Курокава - ещё более типичный главгад с внешностью ещё более типичного мафиози (аж удивительно что он не целиком в чёрно-белой палитре нарисован), но Цуда "50 оттенков баса" Кэнджиро может сделать канфэтку из чего угодно.
Преамбула: Японию шарахнуло какой-то неведомой вундервафлей, из-за которой начали ржаветь не только железяки и прочие чуда техники, но и биологические организмы; распространяется ржавчина, в лучших традициях жанра, аналогично радиации. При этом сумрачный японский гений в лице Корпорации Матоба изобрёл технологию, позволяющую интегрировать биологические части в технику; в итоге появились такие гаджеты, как самолётоулитки, гиппопотамопулемёты и гигакработанки. В мире также наличествуют Кинокомори - отшельники-бродяги, жизни не мыслящие без грибов (гусары, цыц!) и использующие их для еды, лекарств, оружия и даже в быту (обратили внимание, что из светящихся грибов во второй серии торчит стрела? портативный фонарик, Кинокомори вершн :D). По таинственным причинам Кинокомори обладают рядом физиологических особенностей: хреново умирают, легко восстанавливаются, юзают луки с такой силищей, что стрелы пробивают сталь насквозь; впрочем, какое "по таинственными причинам", почти наверняка причина - "симбиоз с грибами", но подробности тут можно наворотить очень и очень даже интересные (в качестве ИРЛ образца такого симбиоза выступают лишайники, которые на Беар Гриллза смотрят как на желторотого выскочку).
Дополнялось это всё отличнейшей, очень тщательной рисовкой и скупой, но красивой и грамотно расставленной анимацией (что редкость в эпоху быстрорастворимых аниме из разряда "тяп-ляп, что-то отдалённо напоминающее людей получилось, теперь просто добавь в это слайдшоу воды - и очередной анимешный доширак готов"). Я уж молчу о звукорежиссуре, которой здесь занимался звукорежиссёр из "ID: Invaded" - ожидаемо, в Ржавоеде меня порадовали и саундтрек (МИИИИТОЛ!), и озвучка персонажей (Ханаэ Нацуки фтопку, но я в принципе его не жалую), и игра сэйю (опять же, Нацуки фтопку, но это кагбэ не Ржавоеда проблема), и звуковые эффекты (луки! луки звучат так, что их разрушительная мощь понятна без иллюстраций!), и то, как все эти компоненты сочетались вместе (что не всегда тривиальная задача, как выясняется).
Разумеется, у анимешки были недостатки и в первой половине, одним из наиболее ощутимых были иногда проглядывающие проблемы режиссуры. Например, во второй-третьей сериях события показываются нелинейно, и это мешает сразу встроить последовательность событий в голове; но к окончанию серий порядок событий ясен и просмотру эта нелинейность не мешает. В четвёртой серии проблемы начинают проглядывать более основательно: в начале серии я не понял даже, что весь отрезок перед опенингом фактически являлся трейлером к эпизоду, а в конце серии я всё гадал, почему Мило не было на месте, когда Биско и Тироль влипли в проблемы, и почему Биско даже не поинтересовался у Мило, где его шатало; и только при втором просмотре серии до меня дошло, что Мило ночами регулярно тренировался с крабом (гамбарил в лучших традициях шёнэнов, кароч). Т.е. ошибка с режиссёрской точки зрения в том, что "отсутствие Мило" и "руки в пластырях" не были показаны как связанные события, хотя они именно таковыми и являются.
В общем, проблемы были. Были, но они не мешали просмотру, и чувствовались скорее как издержки производства, а не как фатальные недостатки; и на момент 6й серии я всерьёз намеревался влепить анимешке 10ку.
А затем пришла 8я серия и я хватился за голову.
Если попытаться дистиллировать проблему Ржавоеда в одно предложение, то это будет "Аниме отказалось от жанра роуд-муви". Тут, конечно, ехидный зритель вменит мне в вину тот факт, что я ассоциирую Ржавоеда с Триганом, - то есть что я ожидал от Ржавоеда роуд-муви просто потому, что Триган тоже представитель этого жанра. Однако причина не только в этом. Во-первых, для роуд-муви очень важно, чтобы зритель симпатизировал персонажам, чего Ржавоед успешно достиг в первых сериях. Во-вторых, для роуд-муви нужно оправдание бродяжнической жизни персонажей, и образ жизни Кинокомори отлично таковое оправдание предоставляет. В-третьих, для роуд-муви нужен мир, который зрителю будет интересно исследовать вместе с героями - у Ржавоеда с этим всё ок. В-четвёртых, для роуд-муви зачастую важен быт героев - элементарные вещи вроде "как они путешествуют, где находят пропитание, как защищаются от неблагожелателей, где ночуют". Кинокомори в этом плане - золотая жила: автор мог бы соловьём заливаться про то, откуда берутся и как приручаются железные крабы (鉄蟹 - кароч Акутагава и ему подобные), и про то, как Кинокомори варят свои зелья, и про различные виды грибов и их применение (грибы-светильники, грибы-трамполины, грибы-допинг, грибы-еда итд итп) - и зритель бы это всё охотно слушал, ибо эта часть у автора вышла зачотно, а экранизаторы не поленились её красиво проиллюстрировать. В общем, у Ржавоеда было всё, чтобы стать отличным роуд-муви.
Но вместо этого Ржавоед ушёл в эпик-муви, то бишь он решил выделить одно определённое противостояние и основывать сюжет именно на этом противостоянии. Разумеется, эта идея сама по себе роуд-муви не чужда: тот же Триган, которого я здесь назойливо пиарю, тоже во второй половине сериала именно такое противостояние и запилил. Но у Тригана это получилось хорошо, а у Ржавоеда - из рук вон плохо, и вот почему. В случае с эпичным противостоянием нужно тщательно продумать: 1) мотивацию главгероев бороться с главгадом; 2) почему именно главгад плохой, а главгерои хорошие (или же, в случае плот-твиста - наоборот); и 3) почему это противостояние эпичное; то бишь, почему главгеры достаточно сильны, чтобы с ними считался главгад, и/или почему главгад достаточно силён, чтобы главгеры не разобрались с ним в первые же кадры его появления на экране. Разберём подробно пункт (3). Для произведений с имбовыми героями есть целый ряд способов объяснить зрителю, почему главгад не испарился при первой же встрече с главгероями. Среди них: 1. Главгерои имбовые, а главгад ещё имбовее. 2. Главгерои имбовые, а главгад их злее/хитрее/подлее. Всяческие заложники прилагаются. 3. Главгерои имбовые, но испытывают эмоциональную привязанность к главгаду - например, он их отец/брат/сэнсэй/вставить нужное. 4. Главгерои имбовые, но обладают определённой слабостью, на которой злодей невозбранно выезжает (например, психологическая травма, этим же злодеем и нанесённая). Would you kindly? (фразу НЕ ГУГЛИТЬ, а то словите спойлеров). 5. Главгад имбовый, но главгерои не воспринимают его как угрозу или не воспринимают его как зло (как вариант - до определённого момента). 6. Главгад имбовый, но главгерой ̶Б̶э̶т̶м̶э̶н̶ пацифист и принципиально не убивает вообще никого. Как раз случай Тригана. 7. Главгада можно и легко победить, но он выпутывается из любой передряги/выкарабкивается из любого ада.
Возможно, Вы обратили внимание, что я не указал, к какому решению прибегнул Ржавоед. И это не случайно: Ржавоед ВООБЩЕ ни к какому решению не прибегнул. То бишь, у нас дано: 1) главгад. 2) главгерои ненавидят главгада прям по самые почки. 3) главгерои пытаются остановить главгада от выпиливания целой кучи народа, т.е. очевидно понимают, что он зло. 4) главгад неоднократно доказывал главгероям, что он может и будет приносить целую кучу проблем, так что про недооценивание врага тоже речи не идёт. 5) главгерои не стесняются в случае чего убыватт прям насмерть, т.е. про бэтманье тоже можно смело забыть. 6) главгад не прячется за живой стеной и не прячется вообще, "подходи и бей", что называется. 7) неубиваемой нежитью главгад, опять же, не является. 8) главгерои многократно превосходят главгада по силе/уму/чему бы то ни было, так что про непобедимость главгада речи идти и не может. И несмотря на наличие всех предпосылок для "главгад должен испариться при первой же встрече с главгероями", противостояние с ним затягивается на всю вторую половину сериала! "Не, ну если им удалось это затянуть на 6 серий, должно же там быть хоть какое-то сюжетное оправдание?" - спросите Вы. Нет. Нету. Нету его там, вот прям совсем. Главгеры просто стоят напротив главгада и занимаются ЧЕМ УГОДНО, вместо того чтобы его убить/обезвредить и положить тем самым конец куче проблем. Главгаду даже не нужно там заговаривать главгероев, отвлекать их или строить Зловещие гениальные планы™. Главгад может просто стоять на месте хоть до конца энтропии - главгеры его и пальцем не тронут, хотя они пришли его #убыватт. Не верите? А 9ю серию вы видели? Вот и я о чём. В принципе, такой дурдом не редкость в каких-нибудь особо не заморачивающихся шёнэнах. Тот же Блич оченна любит, чтобы персонажи пространно чатились вместо битвы. Но в Ржавоеде это бездействие главгеров РЕГУЛЯРНО приводит к тому, что главгад кого-то захватывает в заложники, убивает, а то и вовсе изобретает вундервафлю для уничтожения всего живого. В результате персонажи, сообразительности которых ты радовался всю первую половину аниме, во второй половине вызывают желание вытащить их из монитора и ПОСТАВИТЬ ИМ МОЗГИ НА ПРАВИЛЬНОЕ МЕСТО (капс не случаен).
И это только половина беды. Анимация и рисовка во второй половине тоже ощутимо падают в качестве (восстанавливаются к последним трём сериям - сразу видно, какие серии рисовали заранее). Звукорежиссура жжот напалмом на протяжении всей анимешки не роняя качества ни разу, но! - начинаются серьёзные проблемы с репликами, а следовательно с актёрской игрой, а следовательно с озвучкой, и как результат - эти проблемы бросают тень на звукорежиссуру, которая, повторюсь, сама по себе планку не роняет ни разу. Раскрою подробнее, что за проблемы с репликами я имею в виду. В первой половине сериала меня знатно подкупило то, что персонажи не реагируют как картонки и не разговаривают фразочками из словаря "1000 самых популярных фраз из аниме" (если Вы думаете, что я тут шучу, то Вы видимо не смотрели анимешек, у которых словарный запас как у Эллочки-людоедки). Во второй половине Ржавоеда про это можно смело забыть, ибо персонажи превращаются в эти самые картонки и фразы тырят из этого самого словаря.
Причём эта разница в первой и второй половинах наблюдается по всем фронтам - до такой степени, что я неиллюзорно подозреваю, что их писали разные люди. Такой подход совершенно не редкость в экранизации онгоингов - начало анимешки может строго придерживаться оригинала, а конец может наотсебятить сценарист аниме, зачастую хреново наотсебятить (Bones, я на вас смотрю). В комментариях анонимус вещал, что анимешка строго придерживается оригинала, но чот я не верю, что один и тот же человек может так уронить планку.
Вот примеры такой вопиющей разницы. //////////далее СПОЙЛЕРЫ без конкретики.
В первых трёх сериях мы видим целых два примера фансервиса для отаку со стажем: 1) когда Биско глаголит на протяжении битвы, а в конце оказывается, что он специально затягивал разговор для того, чтобы получить боевое преимущество (олды, помнящие шёнэны с их многочасовыми беседами посреди сражения, заценили); 2) когда Биско бесится в ответ на долгое драматишное прощание Мило с сестрой и орёт: "Чо так долго-то, нас преследуют ващета!?" В последних трёх сериях мы видим, как герои без тени самоиронии: 1) Болтают с главгадом посреди, точнее вместо сражения с главгадом; 2) Болтают друг с другом посреди, точнее вместо сражения с главгадом (только что паниковавший и пытавшийся убытт героев всеми доступными способами главгад при этом почему-то решает вежливо подождать в сторонке). Гайз, да не может такого быть, чтобы один и тот же человек в здравом уме и трезвой памяти поместил эти события в одной анимешке. Та же ситуация с трюком "переодетый Кинокомори" - один раз главгад почему-то успешно пропалил этот трюк, а второй раз - почему-то нет. В начальных сериях Биско весь такой предусмотрительный сразу понимает, как отвлечь врагов; в седьмой серии тот же Биско почему-то не догадывается запастить ценными грибочками, прежде чем начать химичить с ними (я повторюсь: мало ли местные птички тоже не против этих грибочков пожрать?). Во второй половине сериала выясняется, что железные крабы иммунны к ржавчине (ага. ЖЕЛЕЗНЫЕ. крабы. иммунны. к РЖАВЧИНЕ.) - и все из себя учёные Кинокомори ни разу, блин, не задались вопросом, почему! И подобной несуразности в анимешке ещё чан и маленькая бочка.
//////////КОНЕЦ СПОЙЛЕРАМ
Одно из вероятных объяснений этому безобразию может быть такое: противостояние с Курокавой было в оригинале, имело примерно ту же последовательность событий, но было короче раз в шесть, после чего ранобэ тихо-мирно вернулось к жанру роуд-муви, в которое оно может и умеет. То есть противостояние, которое должно было разрешиться на протяжении одной серии в последовательности молниеносных столкновений, было растянуто на, чёрт его дери, шесть серий, каждый кадр которых смаковали так, как обед в дорогущем ресторане и то не смакуют. Другой анонимус в комментариях вещал, что у анимешки был очень скудный бюджет и режиссёр ещё красиво выкрутился. Так вот. Скудный бюджет можно использовать по-разному. Если бы первые шесть серий растянули на двенадцать и смаковали каждый кадр ͟п͟о͟в͟с͟е͟д͟н͟е͟в͟н͟о͟й͟ жизни героев, это выглядело бы интересно и красиво. Да, вместо эпик-муви получилась бы повседневность, но это была бы хорошая повседневность вместо плохого эпик-муви. Я могу посочувствовать режиссёру, ибо по всем признакам анимешку ещё на этапе продюсирования урезали раза в два (между 10й и 11й сериями так вообще пропал громадный сюжетный кусок, в котором герои нашли СЮЖЕТНО важную книженцию). Но если из-за этого урезания пострадала хорошая анимешка, то давать режиссёру поблажки и оправдывать его до бесконечности будет нечестно уже по отношению к тайтлу.
Итого. У меня есть список анимешек, буквально, "Глаза б мои это не видели". Ржавоед в этот список не попадёт, т.к. первые серий были очень сильные и очень мне понравились. Но вторая половина сериала это просто непрекращающееся фейспалмное комбо, и болеть мой лоб будет ещё долго.
|