Трудно охарактеризовать жанр Кагуи. Для комедии она не слишком смешна. Нет, юмор тут, безусловно, есть. Бесспорно хороша в этом плане 9-я серия. В остальных же случаях юмор зависим от отношения к персонажам. Если они вам сильно нравятся, то очередное проявление стервозности Кагуи или тугодумия Сироганэ, прокомментированные вездесущим закадровым голосом, вас, возможно, позабавит. Если же к главной парочке отношение индифферентное, то повторение из серии в серию одних и тех же приёмов будет вас раздражать, как и меня. Со вторым жанром, романтикой, ещё сложнее. Она декларируется, но при этом отношения героев никак не развиваются. С первой серии первого сезона и по последнюю второго, герои не сделают ничего, что продвинуло бы их хоть на шаг ближе друг к другу. Можно сказать, что автор сам обрёк их на это, сделав главной тему болезненной гордости, вынуждающий героев ждать пока возлюбленный или возлюбленная признается первым.
Но признание - это заключительный этап школьной романтики, помимо него есть ещё и самый насыщенный и интересный момент зарождения и осознания чувств. И этот момент автором упущен, чего, как мне кажется, делать было нельзя. Ведь это не просто обязательная программа, зрителю должны представить товар лицом, показать чем хороши эти персонажи и почему они достойны друг друга. И прежде всего представить должны Сироганэ - как любовный интерес главной героини. Двойники Сироганэ из других аниме, "Bokutachi wa Benkyou ga Dekinai" и "Go-Toubun no Hanayome" ищут подработки, чтобы помочь своим бедным семьям. Можно сколько угодно говорить о том, что такой приём не нов, но он работает и всегда будет работать, потому что сочувствовать трудолюбивому и целеустремлённому герою в человеческой натуре. Тут вот Сироганэ тоже работает на десяти подработках, но понимания со стороны сестры он не встречает. Из-за подработок он всегда измождённый и невыспавшийся. Единственный раз, когда он явился в школу отдохнувшим и улыбающимся, Кагуе это не понравилось, потому что ей, видите ли, нравились синяки у него под глазами. То есть она даже не задумывается что стоит за его внешним видом, хорошо или плохо то, что он изнуряет себя и не высыпается, она просто видит перед собой мордашку.
И тут встаёт вопрос о наличии в этом аниме романтики как таковой. Да, нам даны вводные о том, что Кагуя и Сироганэ якобы любят друг друга. Для мангаки это скорее всего неоспоримый факт, не требующий доказательств. Но я, как зритель, исхожу из действий персонажей и мне трудно поверить в наличие чувств, особенно со стороны Кагуи. Для примера возьмём случай, кажется, из первого сезона, когда Кагуя крадёт ученический, по которому Сироганэ ездил на метро, чтобы тот попросил её подвезти его до дома на лимузине. Сироганэ не просит, а отправляется домой под дождём на велосипеде и промокает до нитки. Совестно ли Кагуе от того, что парень из-за неё пострадал? Нет. Она сожалеет лишь о том, что её план не удался. Следующий пример. Кагуя берёт "на слабо" свою служанку Ай Хаясаку, вынуждая ту признаться Сироганэ в любви, показать класс, так сказать. Ситуация сама по себе абсурдная: что, если её любимый примет предложение? Ну так вот, служанка признаётся, но Сироганэ, надо отдать ему должное, отказывает служанке, заявив что любит другую. Кагуя такой поворот воспринимает с завидным спокойствием, она уверена, что другая - это она. Может ли быть влюблённый человек в этом уверен? Да даже наличие одного процента на то, что есть ещё кто-то неизвестный, кого твой избранник/избранница любит, заставляет волноваться. Особенно это касается молодых людей возраста Кагуи.
Кагуя, как мне представляется, видит в Сироганэ не человека, а приз, в дополнение к другим призам на своей полке. Это глава учсовета престижной школы и всё, что она о нём говорит, в том числе и прямым текстом его отцу, так это то, что Сироганэ незаурядный, у него высокие оценки и он хороший управленец. Способна ли она вообще кого-либо полюбить? Кагуя так воспитана, что оценивает людей как товар. Та же Хаясака с ней с раннего детства, она одногодка и одноклассница, но всегда будет оставаться служанкой. Единственная (вроде бы) подруга Кагуи, Тика Фудзивара, воспринимается чуть ли не с ненавистью. Кагуя подозревает её во всех смертных грехах и стремится изгнать из ученического совета. Единственная причина, по которой Кагуя с ней общается, надо полагать, это то, что Фудзивара - дочь политика, а значит полезное знакомство даже для неё, дочери японского магната. И всё бы ничего, если бы такое моральное уродство автор высвечивал и пытался как-то исправить, но никакого прогресса нет - Кагуя остаётся моральной калекой. И это не в 12 лет и не в 15, как обычно бывает в школьной романтике, а 18-19, когда девушка уже почти взрослая.
Героев аниме я всегда воспринимал как ожившие иллюстрации из книги. Ну или из манги. В отличие от актёров в кино, у них куда меньше возможностей выехать лишь на красивой мордашке или наоборот, пролететь из-за мискастинга. С другой стороны, герои аниме куда более "настоящие" - они живут в рамках одного аниме, одного мира и одной истории, а не снимаются в десяти фильмах, рекламах, не высказываются публично и не ломают тем самым четвёртую стену. Но чтобы они нам понравились, их надо соответствующим образом показать. И прежде всего через их поступки. Да, у Кагуи симпатичный дизайн, но я все два сезона видел перед собой неприятного персонажа, её огромные красно-чёрные глаза казались пустыми и чуждыми. Потому что мне её так показали. Может быть не только мне, но и тем, чьё впечатление совпадёт с моим. А это аниме, как я уже писал, сильно зависит от степени вашей симпатии именно к главной героине.
Да, тут есть персонажи, которые радовали в первом сезоне - та же Тика Фудзивара. Но во втором она превратилась в глуповатую клоунессу. Есть Ю Исигами, местный драматический герой, приносящий себя в жертву, его история была показана в сериях 10-11, она выбивается из общей канвы и по-настоящему интересна. Есть и новый персонаж, Мико Иино, картонка. Конкурентка Сироганэ в борьбе за пост главы учсовета, с начальной школы предлагающая школьникам непроходную программу концлагерных порядков, вроде бритья мальчиков налысо, и неизменно терпящая из-за этого неудачу. Сохранить такую незамутнённость до старшей школы - это уже патология, она как ребёнок, который годами суёт кубик в треугольное отверстие. Но даже эпизоды с ней, не говоря уже об эпизодах с Исигами и Фудзиварой, смотрятся свежее основной темы про Кагую. К сожалению.
Я, безусловно, накинул пару-тройку баллов за юмор в 9-й и за драму в 10-11 сериях, но всё же аниме про Кагую и оценка будет как бы романтике с ней. "Как бы", потому что, по моему мнению, у автора не получилось изобразить романтику, в одной из серий он иронизирует над романтикой, изображая героев в виде персонажей сёдзё-манги. Возможно та серия как раз самое правдивое его высказывание о романтическом жанре в целом. Но если ты не любишь жанр, то и достоверно изобразить романтику не сможешь. Да, по принципу "критикуешь - предлагай" хочу обратить внимание на "Karakai Jouzu no Takagi-san" и особенно на "Ueno-san wa Bukiyou". И там, и там то, что герои не могут признаться друг другу, оправдано их возрастом: 13-14 лет. Они милы и наивны, иногда очень даже смешны. И романтика, и комедия там есть, в отличие от. Ну а здесь оценка будет 6/10, и большую часть этих баллов заработали второстепенные персонажи.
|