WARNING: несмотря на зловещее количество букаф, количество спойлеров в отзыве приближено к нулю. Вас предупреждали.
"Пресвятые отцы, за что ж настолько «на отвали»-то?! " - вот каким будет мой ответ, если Вы спросите у меня, какое наиболее сильное впечатление от этой анимешки. И если даже Вы меня не спросите, я наверняка всё равно проору Вам его в ухо, поскольку из всех подаренных тайтлом впечатлений именно от этого хочется избавиться в первую очередь.
"За что ж настолько «на отвали»?! " - проору я и, как пить дать, вызову недоумение у многих: такая рисовка, такие сэйю! дороговатое-то "отвали" выходит! И тем не менее, дубль три.
За что. Настолько. На отвали.
А теперь немного бэкстори. Аниме ворвалось в мой список ̶п̶р̶и̶ч̶и̶н̶ ̶а̶б̶с̶и̶с̶т̶е̶н̶т̶н̶о̶г̶о̶ ̶с̶и̶н̶д̶р̶о̶м̶а̶ онгоингов способом довольно эффектным, но традиционным - посредством красивого и яркого постера. В нём всё было хорошо - и рисовка, и цвета, и композиция, и намечающийся сеттинг - вот просто придраться было не к чему. Силы постера хватило чтобы даже заглушить отвратный перевод названия. С первого взгляда аниме выглядело как качественные образчики начала нулевых, где довольно детская рисовка соседничала с совсем не детскими проблемами (кыш, Made in Abyss, тебя сюда не звали). И ведь не обмануло! Ну почти...
"Какая рисовка! Какой экшн! Какой сюжет! Какие персонажи! Какая анимация! Какие сэйю! Шедевральное аниме! " - думал я, читая мангу. А теперь ещё раз, внимательно. Читая мангу. И нет, это не мне до того плохо, что даже узоры на коврах начинают двигаться. Просто мангака настолько прошарена в аниме и настолько грамотно использует его традиции, что экранизация всплывает в воображении сама собой. Несмотря на заурядное (если не сказать скучное) начало, в манге отличный сюжет и идеальный баланс между традициями (=штампами) и отсебятиной (=неповторимостью). Но - романтоты много, пусть и аккуратной (без литров сопливого шёджё); кто не готов - лучше не соваться.
Манга - образец именно того аниме, на которое я в далёкую молодость подсел (на собственную голову и к своей превеликой радости). Красочное, живое, с яркими персонажами, с интересным сюжетом, с правильной расстановкой акцентов; порой смешащее до судорог, порой умиляющее до розовых блёсток в глазах, порой вызывающее благие мурашки творящейся жестью - воистину именно то, что я искал.
Так почему, кто мне объяснит, я это всё нашёл в манге, а не в аниме?! (ಠ益ಠ╬) Отдам аниме должное: оно впечатлило меня достаточно, чтобы я заинтересовался мангой (поскольку иначе, чем как через анимешки, я до манги почти не добираюсь). Но где ж Вы видывали, чтобы в манге движение было выражено более убедительно, чем в аниме?! Или я ошибаюсь и слово "anime" не от слова "animation" произошло?..
Оригинальную рисовку манги в аниме сохранить постарались. Постарались настолько, что буквально каждый фрейм переносили на экран бережнее тарелки, полной до краёв борща. А уж цвета-то здесь - залюбуешься; хоть скриншот, пардон, уборной на обои ставь. Но если б экранизаторы ограничились раскраской фреймов и озвучкой персонажей (благо каст не подкачал) - и то было бы лучше. Потому что на анимации экономили ОЧЕНЬ сильно. Те решения, которые обычно применяют когда СРОКИ ПОДЖИМАЮТ или ХУДОЖНИК СКОПЫТИЛСЯ ОТ ГОЛОДА НЕ ДОРИСОВАВ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КАДР, здесь повсеместно. Флеш-анимация, грубое зацикливание кадров, крупные планы, ЕЩЁ БОЛЕЕ КРУПНЫЕ ПЛАНЫ, статичные кадры с недо-анимацией (вроде пары лишних кадров для развевающихся волос-рюшечек или fadeout'а какого-нибудь эффекта, который в аниматорском софте даже курицалапой за два клика состряпает). Ну и анимация "фреймами" - т.е. когда фрейм из манги не разворачивают на весь экран, а оставляют на треть-четверть экрана, используя в качестве фона предыдущий кадр или заготовку с блёстками. Нет, на самом деле вот это решение как раз-таки интересное - не будь остальная анимация такой убого экономной, я бы его расхвалил. В результате, повторюсь, в манге в анимированность кадров веришь больше, чем в аниме. Простой пример - кадр с чешуйкой: в манге была убедительно изображена поспешность действий (поскольку без этой поспешности чешуйку конфисковали бы быстро). В аниме же таковой кадр непонятно даже какое действие изображазить должен и зачем вообще нужен. А принцип прост: если мозг видит статичную картинку, то включает фантазию с мыслью "здесь не хватает движения! ". А если он видит халатную анимацию, то просто воспринимает, что видит - ибо номинально движение есть. Вот таким печальным образом скверная анимация способна ухайдокать даже самое живучее воображение. RIP.
Нет, я всё понимаю. Сроки, бюджет, неизвестно схавает ли пипл, а рисовка и без того доллары чемоданами жрёт - сочувствую. Но снимать аниме без анимации с оглядкой на то, что может не окупиться - это всё равно что прыгать из самолёта без парашюта, будучи уверенным что он всё равно не раскроется. Кстати, несмотря на аккуратное отношение к рисовке, в манге большинство кадров выглядит лучше. Вот, например, возьмём кадр с плачущей Яширо из арки про кодама. В манге её состояние было настолько очевидно из картинки, что убедительно даже при полном отсутствии звука: хотелось протянуть руку в кадр, погладить по голове, завернуть в пледик и надавать обидчикам люлей. В аниме же в происходящее вроде веришь, а завернуть в пледик, и уж тем более заморачиваться люлями хочется гораздо меньше. Разница между этим кадром в аниме и в манге - буквально пара линий. Пара линий, а какой эффект! Тю.
Вторая крупная претензия к аниме. Саундтрек. Звукорежиссёр здесь вполне пряморукий, а вот саундтрек страдает. Не в том плане, что он отвратителен до слёз из ушей - нет, вполне слухабельно. Но в 60% случаев под происходящее на экране он банально не подходит - а выбирать и не из чего. Из-за этого настроение, а точнее, настрой сцен рушится порой просто катастрофически. Особенно вымораживало, когда добавляли пафоса или драмы там, где не просили. В манге пафоса и драмы тоже предостаточно; но мангака отлично рубит в теме, где и как их применять, - в отличие от экранизаторов. Опенинг и эндинг тоже тот ещё фейл - что музыка, что видеоряд. Нет, кусками в них есть проблески надежды, но в среднем и общем - днищще для тайтла такого уровня.
Третья крупная претензия к аниме - это ножнички, которыми прошлись по сюжету. Вырезали одну арку на пол-серии (её достаточно трудно экранизировать, но из-за убойного гэга, который из неё следует и который был безнадёжно профукан вместе с аркой, я экранизаторов вовек не прощу). Другую арку вырезали целиком, но с ней дело обстоит лучше (экранизировать позже можно без больших проблем). Один важный разговор разбили на части и половину оставили в правильном месте, половину воткнули в конец сериала. И снова - я всё понимаю: с оглядкой на объём экранизированного, на роль венца сериала этот разговор хорошо подходил. Но кромсания ради авторам пришлось вклеить в аниме довольно несуразную отсебятину, что искажает восприятие персонажей. Ну и торопились чутка. В основном с темпом в анимешке всё хорошо, и тем не менее проблемы наблюдались. В общем, от рамок 12тисерийника анимешка только пострадала.
А ведь тайтл хорош!
О, эти пустоголовые икемены, неизменно отшивающие Яширо. Что? толстые лодыжки? Молчать, глупцы! Вы просто ни черта не смыслите в хорошем дайконе! Не осмелюсь утверждать, что ИРЛ я бы сказал то же самое, но в аниме-стилистике Яширо со своими редьками-ножками - запредельная лапочка. Аниме недостаточно обрисовало её непосредственную милоту: в манге Нэнэ вышла куда более хорошенькой - и внешне, и внутренне. Сэйю подобрали толковую, правда она иногда не вытягивает высокие частоты (а именно: не всегда нащупывает тонкую грань между "милая девочка" и "звуковое оружие").
У сэйю Ао-чян это получилось гораздо лучше :3 Персонажа можно полюбить за одно только "Нэнэ-чян?.." дрожащим полушёпотом. Впрочем, и у этой няшки есть свои секреты. За подробностями - в мангу =)
Сэйю Нанаминэ - ооо, то вообще мёд на уши. Вот он, "голос красавицы" как он есть - слушаешь и таешь на месте. Судить о ней пока ещё рано - бэкстори не раскрыта полностью даже в манге - но неприязни персонаж не вызывает точно.
Минамото-кун - в то время, как многие анимешные персонажи "в аниме забавны, но ИРЛ - сплошая заноза в глазу", Минамото-кун - редкий образчик "отличный чел ИРЛ". И сэйю отыграл роль так, что не придерёшься. (Кстати, а ведь стратегия "Выбеги из-за угла с бутербродом в зубах" таки сработала :'D)
Огата-сан? Снимаю шляпу. "Коно... ксо гаки (╬ÒvÓ)୨" 80lvl, да и только. Бурные аплодисменты - сэйю; записи - в аудиогалерею. Более подходящего голоса персонажу и не придумаешь. Ну и да, ехидные рожи Ханако-куна можно пачками сохранять для важных переговоров xD Мангаке однозначный респект.
Цукаса? ...нууу вот есть люди, которые стряпают настолько плохо, что получается отрава отравой: без слёз взглянуть невозможно, без противогазу - приблизиться. А есть Цукаса... СМрАКЪ, да и только.
Какая боль! Какая боль, что не экранизовали арку Первого из семи чудес! (ノ_<。) Что такое Первый? - это зви́здюль. Звиздюль прямо в харю и за дело~ Правда, корректное ли это имя для Номера Один, с учётом того, что он не Перв-, и даже не -ый - тот ещё воспросец. Но привести более точное определение будет неслабым спойлером, поэтому просто: Первый. Ну так вот. Первый является удивительным носителем одновременно безбашенной неадекватности и здравого смысла. Его речи полны вразумительности и обоснованности - несмотря на то, а может именно _потому что_ вокруг происходит несусветная чушь. Олицетворение фразы "давно надо было так сделать". Почему в отзыве на анимешку столько хвальбы персонажу из манги? Нууу... Формально, в кадре он появлялся (как, впрочем, и все остальные Чудеса). Но, что куда более важно, Первый настолько убойный и положительный персонаж, что не упомянуть его выше моих сил.
И да, в тайтле зашкаливающее количество обнимашек. Обнимашки суть добро и справедливость :3
Вот почему всё это великолепие не нашло достойного спонсора? эх...
И, как будто манге и без того мало досталось, английские (а вслед за ними и русские) переводчики решили блеснуть содержимым черепной коробки и did their worst. Краткий экскурс: о том, как распространены иджиме (измывательства) в японских школах, не знает разве что тот, кто вообще аниме не смотрит. Порой задолбанной жертве в школе просто деваться некуда - кроме чем как туалета, в который обидчики обычно всё же не суются (иногда, правда, жертву настигают и там). Итак, кто же такая Ханако-сан? 1. Мстительный. 2. Призрак 3. Девочки. 4. Терпевшей издевательства. 5. Задолбанной ими вконец. 6. Умершей не лучшей смертью. 7. В женском туалете. Викторина! Какой из всех аспектов легенды решили перевести эти интеллектуалы? Правильно угадавшему совершенно бесплатно достанутся тонны фейспалма! Они б ещё перевели аниме как "Миртл-кун", чесслово. Не, ну а чо - тоже девочка, тоже призрак, тоже обитается в уборной, и западному зрителю всяко известней Ханако-сан. Переводчикам кол за поведение и дежурство в туалете до конца учебного года в качестве воспитательной меры.
Хорошо только то, что аниме (и тем паче манга) быстро исправляет неправильное впечатление.
В результате, что ставить анимешке - я, честно говоря, не знаю. С одной стороны, хочется влепить двояк за халатность, с другой стороны - тайтл слишком хорош, чтобы влеплять что-то кроме десятки. Но, видимо, придётся признать то, что аниме всё же достаточно добротное, чтобы заманить в мангу (к которой претензий вообще нет, кроме разве что "Какого дайкона так мало! ?"). Опять же, режиссёр дело знает (просто экономит как не в себя =Т), каст подобран отлично, звуковик пряморукий, рисовка тоже на месте - да и вообще, если не знать, насколько хороша манга, аниме смотрится вполне представительно. Первые три-четыре серии, правда, перетерпеть придётся - эти арки довольно тягомотные и в первоисточнике. И да, за некоторые моменты всё же следует поблагодарить экранизаторов.
Спасибо экранизаторам за мокке-чян. Розовое? Зайцеподобное? И мне всё ещё не тошно? Экранизовать такое действительно маскотт-но и кавайно - задача не из простых. Сто баллов из ста за перфоманс. Спасибо экранизаторам за сцену "Нацухико-сенпай vs. ХАИТТЭМАСУ". Очень сложно дрожать от жути пацталом. Сто баллов из ста за перфоманс. Спасибо экранизаторам за то, как разобрались с третьим из семи школьных чудес - да-да, за ту короткую сцену, цензуру с которой навряд ли даже в блюрее уберут. Девяносто девять баллов из ста за перфоманс; хорошо освежает в жаркую погоду.
Так что моя оценка будет высокой, но - буду честным - всё же завышенной.
И да, что авторша собирается делать с центральной уиуишийной парочкой - загадка века, ибо банальный хэппиэнд там не к месту, а банальный бэдэнд и того хуже.
Засим спешу откланяться; да не пребудет же на Вашей кухне Цукасы-повара.
|